ALEXANDR KLIMOV MASTER

Ust-Kamenogorsk

THE LEFT And RIGHT BRAIN

Левый и правый Мозг


 

СТАНЬ ЦЕЗАРЕМ!

 

 

   ...Мы используем лишь незначительную часть мозга. Называют даже точную цифру: «средний» человек обходится шестью процентами мозговых клеток, остальное — резерв. Сейчас обнаружились новые странности «компьютера» в черепной коробке. Похоже, что у нас активно действует только одно полушарие. На последних данных и основывает свое заманчивое предложение профессор В. Ефимов — ученик и соратник академика А. Ухтомского, более полувека занимающийся повышением эффективности умственного труда и опубликовавший свыше ста работ по этой проблеме. А предлагает он ни много ни мало — вдвое увеличить мощь нашего мозга, заставив работать и второе полушарие!

О своей во многом спорной, но интересной идее профессор рассказывает корреспонденту 

О. Францену.

Язык этого разговора не строго научный: чтобы облегчить читателям восприятие материала, многие термины и понятия упрощены.

 

— Василий Васильевич, а какое полушарие «бездельничает»7

 

— У большинства людей — правое. Замечено: у «правши» во время физической работы активно действует левое полушарие, у «левши» — наоборот. При умственном труде, словно по инерции, активны те же полушария. А противоположные будто дремлют. Но они наготове. Через мозолистое тело они получают, видимо, от своего партнера сообщения о его работе и потихоньку «учатся» тому же. Вот почему, когда человек лишается основной своей руки, то довольно быстро начинает писать другой. Самопроизвольно «включается» второе полушарие и при очень сильном утомлении, а также при тяжелых заболеваниях.

 

— Как же можно самому «включить» его?

 

— Этому надо учиться. Я проводил опыты по работе двумя руками сразу. 

Трудное это, надо сказать, дело...

— Позвольте, но многие ведь действуют так, и давно уже. Машинистки, пианисты...

— Это другое. Они выполняют одну работу. Машинистка печатает один текст, пианист исполняет одно музыкальное произведение. Я же имею в виду разные работы. Мысль при этом как бы раздваивается и следит за каждой рукой отдельно, но одновременно, а не поочередно.

Так вот, сравнительно просто научиться писать двумя руками одно и то же. Сложнее писать второй рукой «зеркально». Этот навык требует примерно месяца тренировок. Но и то и другое, очевидно, не затрагивает оба полушария. Ведь дело тут все-таки одно, и сознание не раздваивается.           

 

А вот если руки пишут разные слова — тут уж все совсем иначе. 

Возникают две мысли, в мозгу физически ощущается напряжение, тогда как обычно его нет, электроэнцефалограмма показывает всплеск волн вдвое больший. 

Этот навык требует нескольких месяцев настойчивых тренировок.

— Я видел, как в одном из своих выступлений вы написали левой рукой «Василий», 

а правой — «Ефимов». Но достижения, которые для этого нужны, можно и заучить попросту, довести их до автоматизма после множества повторений.

— Автоматизма здесь нет. Существуют две самостоятельные мысли, следящие за написанием слов. Впрочем, ваши сомнения закономерны. Но об автоматизме не может быть и речи, когда в опытах писались незнакомые слова,

— Речь идет только об отдельных словах или о достаточно больших текстах?

— Текстов еще не было. Для задач, которые ставились в опытах, достаточны отдельные слова. Но можно писать одновременно и разные тексты, я уверен в этом. Можно вообще в принципе делать два разных дела, если не больше. В истории известны уже такие случаи. Судя по дошедшим до нас сведениям, несколькими делами сразу занимались Юлий Цезарь и Наполеон.

 

— Я сейчас подумал: машинистка может печатать и разговаривать по телефону, а шофер — управлять машиной и беседовать с пассажиром... Это не то, о чем вы говорите?

— Разговаривая, они выполняют основную работу автоматически, не вдумываясь в содержание. Либо, если текст или дорога потребовали пристального внимания, «отключаются» от собеседника на некоторое время. И в том и в другом случае действует одно полушарие. А для того чтобы «проснулось» второе, необходимо, как я уже говорил, одновременное внимание к двум занятиям.

— Вам это удается?

 

— Я научился для экономии времени смотреть телевизор и слушать радио, читать и поддерживать связный разговор... Часто пишу статью и обдумываю будущую книгу, посвященную совсем другому вопросу. Мысль, направленная на статью, «высвечена» гораздо ярче. Но когда я перехожу к книге, то она уже намного продвинулась.

 

— А не страдают ли в результате оба дела? 

Не лучше ли заниматься одним, да в полную силу?

 

— Будут страдать, если внимание скачет с одного на другое. Нужно уметь удерживать его на двух занятиях одновременно. Однако, если, скажем, статья моя потребовала особо пристального внимания, если надо обдумать сложную проблему, я мысленно отодвигаю на время будущую книгу в сторону. Необходимо управлять своим вниманием, уметь в нужный момент «раздвоить», «включить» и «выключить» его. Следовательно, надо развивать силу воли. Как развивать — тема особого разговора. Что же касается ваших слов «в полную силу», то работа двумя полушариями — это не только в полную силу, это сверх наших сегодняшних сил!

— Но не появится ли при такой напряженной работе переутомление, не будет ли истощения нервной сис­темы?

— Когда я только начинал писать двумя руками, то действительно страшно уставал. Но раз от раза усталость становилась все меньше. И наступил момент, когда я, напротив, чувствовал необычайный прилив сил, работая двумя полушариями. Происходит удивительное: напряженный умственный труд, требующий много энергии, сам порождает огромную энергию. Парадокс! 

Разве наблюдаем мы в технике работающую систему, не расходующую энергию, а приобретающую ее?..

Впрочем, есть такая. Это атомный реактор на быстрых нейтронах. Его «зола» — выгоревшее ядерное топливо — дает больше энергии, чем изначальное горючее. Высшее напряжение мысли, вдохновение — это атомный реактор мозга. 

Творческая деятельность, по сути своей, не истощает и не обессиливает, а, наоборот, дает ощущение радости, поднимает работоспособность, вливает уверенность в свои силы.

 

— Как вы это объясняете?

 

— Для умственного труда энергия химических связей, необходимая мышцам, ни к чему. Эксперименты показали: при усиленной работе мысли потребление мозгом кислорода-окислителя, высвобождающего энергию из питательных веществ, практически не увеличивается. Электричество — вот чем питается мысль. Разность потенциалов создают ионы солей калия, натрия, кальция.

— Тем не менее мозг гораздо требовательнее к кислороду, чем мышцы. Без кислорода он тут же погибнет.

— Кислород необходим для существования нервных клеток, этих вместилищ мысли, но не для самой мысли. А мысль потребляет слабое электричество, не дающее нагрева, не выделяющее побочных вредных веществ. Вот почему она не знает усталости.

— Как так? Если долго работаешь умственно, голова устает!

— Это тело устает. В частности, капризны спинные мышцы. Тело посылает в мозг сигналы усталости и заставляет его прервать работу, чтобы можно было размяться, отдохнуть.

— Стало быть, голове профессора Доуэля неведома усталость?

— Да.

— Гм... Вы говорили об электричестве, которое хранят ионы. Но ведь оно ограничено, очевидно. Казалось бы, усиленная работа двух полушарий должна быстро исчерпать запасы...

— А есть еще объемистая кладовая: спинной мозг, будто собранный из маленьких живых конденсаторов. Он может «выплеснуть» много электричества. Творческий порыв, наивысший взлет мысли — вот когда это случается.

 

— Намного ли хватает этого электрического столба!

— Да. Впрочем, точную цифру назвать не могу. Известно много случаев, когда люди подолгу работали, как со стороны казалось, на полный износ, а на самом деле они испытывали лучшие минуты в своей жизни — минуты, растянутые на часы, дни, недели... 

Эдисон неделями мог не выходить из лаборатории, довольствуясь куском своего любимого яблочного пирога и стаканом молока, Ромен Роллан больше чем на месяц скрывался на отгороженной от внешнего мира вилле и работал там как одержимый, пока не заканчивал книгу...

Возможно, мы недооцениваем скорость восстановления электричества в спинном мозгу. 

Почему только из пищи должно быть пополнение? Не может ли наш организм черпать энергию непосредственно извне? Например, солнечную радиацию. Неужели лишь растения могут ее усваивать? И не случайно ли люди чувствуют прилив творческих сил весной и в начале лета?..

 

— И все таки: если природа создала такой большой запас нервных клеток, если она распорядилась, чтобы одно полушарие постоянно отдыхало, — может, так и надо?

— Думаю, что тем самым природа обеспечила возможность будущего скачка в развитии нашей нервной системы. Телесная эволюция человека практически закончилась. Считаю, что если есть на далеких планетах разумные существа, то они похожи на нас:

так в нас все продуманно, что вряд ли можно лучше. Теперь настал черед интеллектуальной эволюции — «включения» огромных резервов нашего мозга и качественного улучшения работы этого мощного мыслительного аппарата.

 

— Вот как далеко увела нас цепочка моих вопросов...

— Это естественно: в мозгу все взаимосвязано. Заденешь неприметную веревочку — заговорит весь колокол... Возвращаясь к работе двумя полушариями, я вынужден сказать с грустью, что мне разрабатывать эту идею все труднее. Мне уже 80 лет, да и достаточной экспериментальной базой я сейчас не располагаю. Хорошо, если б рассказанным мною заинтересовались молодые ученые. Знания, умудренность опытом имеются. Требуются энергия, напористость молодости.

В. ЕФИМОВ

«Московский комсомолец», 1975

 


the DA VINCI CODE

КОД ДА ВИНЧИ

 SECRET of a CODE da VINCI

СЕКРЕТ КОДА  ДА ВИНЧИ

ABOUT WORLD REASON

UNIVERSE and REASON


 

Казахстан,

г. Усть-Каменогорск

Телефон: 23-91-17

 

E-Mail:

klimov_master@mail.ru

alex_klimov@fromru.com


narod.ru


  Copyright © 2003 Александр Климов

   © Дизайн и содержание Александра Климова

Обновлено:  27-08-2006



Сайт управляется системой uCoz